ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

“от, кто лечит ‘едора ≈мель€ненко (4470)
ƒоктор-хиропрактик Ќаум √инзбург Ч из тех, о ком говор€т Ђуникумї и Ђзолотые рукиї
јлиса √айд  
¬асилий √олубев, губернатор –остовской области: Ђѕри реализации инвестиционных проектов мы отдаем предпочтение региональному бизнесуї (2352)
¬иктор ’ристенко, председатель  оллегии ≈вразийской экономической комиссии: Ђћы хотим создать новое по качеству интеграционное экономическое объединениеї (2095)
20 крупнейших застройщиков жиль€ –еспублики Ѕеларусь (11228)
»нвесторы про€вл€ют осторожность
¬алерий Ўайтар  
60 крупнейших застройщиков жиль€ –оссии (25590)
¬ 2011 г. федеральные девелоперы увеличили объемы ввода жиль€ за пределами ћосквы за счет проектов комплексной застройки, начатых до кризиса
»рина ћакарова  
20 крупнейших застройщиков жиль€ –еспублики  азахстан (12057)
¬ласти  азахстана поддержали в кризис рынок жиль€, вз€в под крыло токсичный недострой
“ать€на Ўумлина  
ќлег √оворун, министр регионального развити€ –оссии: Ђ”силение демократии позволит повысить ответственность глав перед населениемї (1929)
 ирилл ¬ласенко  
јгент строительного вли€ни€ (2066)
¬ –оссии воссоздана структура, занимающа€с€ госстроительством
 ирилл ¬ласенко  
—ергей “рифонов, заместитель губернатора –остовской области: Ђ„ерез п€ть лет капитализаци€ региона будет вдвое выше, чем сейчасї (2921)
ƒанил —авельев  
–асул —ултанов: Ђƒо конца года введем более 600 тыс€ч квадратных метров жиль€ї (3210)
¬ероника »ошко  
∆анар јйтжанова: Ђ≈Ёѕ станет одним из мировых примеров успешного экономического развити€ государствї (2118)
»горь √олота  
—ерик Ќокин: Ђ—троители €вл€ютс€ истинными проводниками интеграцииї (2101)
»горь √олота  
√ригорий –апота, государственный секретарь —оюзного государства: Ђ»дет нормальное коммерческое соперничество на единой экономической территорииї (1970)
ƒанил —авельев  
јнатолий Ќичкасов: Ђ¬ Ѕеларуси ведетс€ внедрение 150 разработок в области строительстваї (2030)
≈вгений ћилославский  
100 крупнейших саморегулируемых организаций –оссии (8000)
ќт количественного роста Ч к повышению качества: этот путь проделали —–ќ в сфере строительства за три года
Ћариса Ќикитина  
јлександр “качев, губернатор  раснодарского кра€: ЂЌаша задача Ч создать по-насто€щему конкурентный инвестиционный климатї (2138)
¬алерий «еренков, губернатор —тавропольского кра€: Ђ—писок наших приоритетов пополнило производство стройматериалов из местного сырь€ї (2411)
÷ементное пространство (4084)
¬ цементной отрасли стран ≈Ёѕ ведетс€ широкомасштабна€ реконструкци€ производств
ћарина  лочкова  
¬иктор ƒер€бкин, председатель «аконодательного собрани€ –остовской области: Ђ”спешный опыт ростовского водоканала может служить примером дл€ всего ёгаї (2461)
ќлес€  урышкина  

 

√лавный двигатель интеграции

є 7 (2012)
 оличество просмотров: 2147
¬ерси€ дл€ печати


»нтегральный эффект от создани€ ≈диного экономического пространства дл€ –оссии, Ѕеларуси и  азахстана с перспективой присоединени€ к ним ”краины к 2030 году может составить $1,1 трлн. ѕри этом  азахстан, президента которого Ќурсултана Ќазарбаева его российский коллега ¬ладимир ѕутин назвал «главным двигателем и мотором всех этих процессов», увеличит свой ¬¬ѕ как минимум на 4%.

≈диное и неделимое

— созданием на ћосковском саммите глав стран-участниц “аможенного союза ≈врјзЁ— ≈диного экономического пространства не утихают споры, кому из его членов более выгодна интеграци€ и кто именно получит от нее самые высокие дивиденды. ѕрофессор Ѕелорусского государственного университета јнастаси€ Ћузгина считает, что сегодн€ необходимость экономической интеграции порождаетс€ целым р€дом актуальных экономических проблем, которые не могут быть решены странами в одиночку. Ќарастающа€ глобализаци€ и интернационализаци€ производства, углубление международного разделени€ труда делают неэффективной традиционную политику поддержки свободной конкуренции отдельно вз€той страной. Ёто подстегивает поиск новых форм международного взаимодействи€, которые обеспечивали бы устойчивость развити€ отдельных стран в системе мировой экономики. ќдной из таких форм €вл€етс€ интеграци€ стран в различного рода межгосударственные союзы, в том числе и крупномасштабные региональные экономические комплексы с общей территорией, аппаратом управлени€, финансовой системой, экономикой, гражданством, внешней политикой. ¬месте с тем региональна€ экономическа€ интеграци€ — это не только способ защиты от конкуренции мирового рынка, но и защита от экономической экспансии, поддерживаемой глобализацией. Ёто способ обеспечени€ устойчивости и самосто€тельности развити€ каждой страны.

„лены ≈Ёѕ еще в период существовани€ —оветского —оюза €вл€лись центром и локомотивом экономического развити€ всего ———– (–осси€, ”краина, Ѕелорусси€ и  азахстан обеспечивали 95% всего ¬¬ѕ супердержавы). Ќа их территори€х, обладающих огромными сырьевыми ресурсами, получили развитие многие отрасли промышленности. ќднако после развала огромного государства большинство хоз€йственных св€зей было нарушено. ¬ услови€х интенсификации процессов глобализации и давлени€ со стороны внешних рынков одной из приоритетных целей формировани€ ≈Ёѕ €вл€етс€ восстановление прежних и развитие новых форм производственного сотрудничества. ѕо подсчетам директора ÷ентра интеграционных исследований ≈вразийского банка развити€ (≈јЅ–) ≈вгени€ ¬инокурова, долгосрочный экономический эффект от интеграции в рамках ≈Ёѕ дл€  азахстана составит 4% внутреннего валового продукта, –оссии — 2%, Ѕелоруссии — 15%, ”краины, в случае ее присоединени€ к данному проекту, — 6,5%.

“о обсто€тельство, что экономический эффект от евразийской экономической интеграции дл€ –оссии и  азахстана €вл€етс€ меньшим, чем дл€ Ѕеларуси и ”краины, по словам ¬инокурова, €вл€етс€ «с экономической точки зрени€ абсолютно логичным». ƒл€ –оссии это объ€сн€етс€ большим размером экономики этого государства относительно экономик других стран-партнеров, а дл€  азахстана — значительным объемом сырьевого экспорта. ≈вгений ¬инокуров по€снил, что экономический эффект достигаетс€ за счет снижени€ тарифных барьеров, а также за счет технологического сближени€, единого техрегулировани€, единых правил на рынке и других преимуществ, которые несет создание ≈Ёѕ.

— Ёто приличные цифры, они не фантастические, но достаточно реалистичные. «а них стоит поборотьс€, но не стоит ожидать от ≈Ёѕ решени€ всех проблем, это не панаце€, а дополнительный эффект экономического развити€, — подчеркнул глава исследовательского центра.

Ѕольшие выгоды дл€ Ѕеларуси обуславливаютс€ тем, что через республику проход€т наиболее короткие пути экспорта и импорта товаров в западном направлении. ¬о-вторых, Ѕеларусь имеет достаточно развитый нефтеперерабатывающий комплекс и значительную пропускную способность нефте- и газопроводов. Ќаконец, Ѕеларусь €вл€етс€ государством, которое не вт€нуто ни в какие международные военные конфликты, а внутренн€€ ситуаци€ в стране может быть охарактеризована как достаточно стабильна€. ¬прочем, пока ≈Ёѕ только налаживаетс€, и говорить о конкретной выгоде одних в сравнении с другими не приходитс€.  роме того, по мнению руководител€ ƒепартамента торговой политики ≈вразийского экономического сообщества ¬ладимира „ушкина, благососто€ние каждой семьи в  азахстане, –оссии и Ѕеларуси после начала официального действи€ ≈Ёѕ вырастет на 40%. ќн добавил, что за 10 лет существовани€ ≈вропейского союза доходы его граждан выросли в среднем на 5 тыс. евро.

—в€зующие нити

¬ первую очередь в рамках ≈Ёѕ предстоит унифицировать транспортное сообщение как важнейший фактор транзита возрастающего потока грузов из  ита€ в ≈вросоюз. ¬ице-президент ≈врокомиссии —иим  аллас уверен, что реальной альтернативой морскому сообщению (95% грузов между ≈вропой и јзией сегодн€ перевоз€тс€ морем) и «основой дл€ наращивани€ товарообмена» может стать “ранссиб. ѕо его мнению, подобный трансевразийский коридор вполне конкурентоспособен. Ќеобходимо лишь решить пограничные и технические вопросы.

”же в ближайшие годы тенденции глобализации приведут к увеличению на 50% грузооборота между ≈вропой и јзией через территорию –оссии по трансевразийскому транспортному коридору, создава€ услови€ дл€ глубокой экономической интеграции —Ќ√ со странами ≈вросоюза и јзиатско-“ихоокеанского региона.

ѕо подсчетам управл€ющего партнера ћеждународной консалтинговой компании ≈рмола€ —олженицына, сегодн€ по железным дорогам перевозитс€ не более 1,5% грузов, но к 2030 году их дол€ возрастет уже до 10%. ќсобенно это касаетс€ контейнерных грузов, скорость доставки которых напр€мую зависит от рентабельности бизнеса. ѕо данным аналитиков ‘онда «÷ентр стратегических разработок», в –оссии объемы экспортно-импортных перевозок по железной дороге уже к 2015 году могут составить 580-590 млн тонн (с приростом к уровню 2010 года на 20%), в том числе по экспорту — 480-485 млн тонн (прирост на 25%), импорту — 105-110 млн тонн (до 10%).

”читыва€ нынешние экономические реалии и статус  ита€ как своеобразной «мастерской мира», следует иметь в виду, что главные транспортные коридоры ближайших 20 лет будут пролегать именно в направлении «апад — ¬осток. ѕоэтому наиболее амбициозным проектом российского железнодорожного транспорта сегодн€ €вл€етс€ прокладывание широкой колеи до ¬ены как важнейшей перевалочной базы грузов ≈вросоюза.  ак по€снил «¬естнику» представитель компании-разработчика проекта  ристиан  ерн, предполагаетс€ строительство новой железнодорожной ветки  ощице — Ѕратислава — ¬ена, прот€женность которой, в зависимости от выбора маршрута, составит от 390 до 430 км (сумма инвестиций — пор€дка 6 млрд евро).

¬ случае его реализации прот€женность широкой колеи от берегов “ихого океана до ÷ентральной ≈вропы составит 10 тыс. км, что значительно ускорит врем€ доставки грузов за счет его экономии на замену колесных пар на границе. Ёкономический эффект от этого пока еще до конца не просчитан, но разработчики ожидают увеличени€ деловой активности именно тех промышленных структур, которые заинтересованы в совершенствовании логистической составл€ющей своего бизнеса.

»менно транзитное сообщение должно стать одним из главных козырей  азахстана как страны, уже имеющей устойчивые маршруты перевалки грузов из  ита€. — ”же в этом году наш грузооборот с  итаем удвоитс€, — сообщил президент јќ Ќациональной компании « азахстан “емир ∆олы» јскар ћамин, — вступает в строй новый пограничный переход, который позволит сократить врем€ доставки товаров в ≈вропу с 45 суток (морем) до 16 суток по железной дороге. ѕо прогнозу г-на ћамина, к 2020 году с пуском новой железнодорожной линии ∆етыген —  оргас и второго казахстанско-китайского перехода  оргас — ’оргос, соедин€ющегос€ с китайским участком «Ћонхай» («ападный  итай — ¬осточные порты  ита€) “рансазиатской железнодорожной магистрали (сумма инвестиций —$40 млрд), возрастет в два раза и составит$800 млрд. —егодн€ через первый пограничный переход ƒостык — јлашанькоу в оба направлени€ ежегодно следуют пор€дка 16 млн тонн грузов.

ѕо данным президента  “∆ јскара ћамина, после создани€ “аможенного союза грузооборот между –оссией, Ѕеларусью и  азахстаном вырос на 25%.

Ќо дл€ этого необходимо добитьс€ введени€ единых железнодорожных тарифов на перевозки в рамках ≈Ёѕ. ѕри этом партнеры стрем€тс€ склонить –оссию снизить ставки транзитных перевозок до уровн€ внутренних. Ќет сомнений, что в ближайшей перспективе данное решение будет согласовано прежде всего благодар€ усили€м  азахстана, так как эта страна стремитс€ получить право перевозить транзитные грузы по территории –‘ на основе внутрироссийского железнодорожного тарифа, а не по международным ставкам. “акой уступки не удалось добитьс€ в рамках ≈врјзЁ—, и он добиваетс€ этого в рамках нового интеграционного образовани€.

«апах газа

—ледующа€ область общих экономических интересов — интеграци€ топливно-энергетического комплекса стран-участниц ≈Ёѕ. ≈сли ”краина и Ѕеларусь заинтересованы в получении российского газа по минимально возможным стабильным ценам, то –оссии нужны доступ к ведущим в ≈вропу транзитным трубопроводам и низкие тарифы на транзит. Ќемаловажным дл€ –оссии €вл€етс€ формирование общего рынка газа с  азахстаном. Ќа газоперерабатывающем заводе в ќренбурге создаетс€ российско-казахстанское совместное предпри€тие, и с учетом потенциала этой совместной переработки обсуждаетс€ вопрос о составлении общего баланса производства и потреблени€ газа. Ќа конец 2012 года запланировано начало освоени€ одного из крупнейших в мире  ашаганского нефтегазового месторождени€ с оценочными запасами до 10,5 млрд т нефт€ного эквивалента. » хот€ в международный консорциум по разработке —еверо- аспийского проекта российские компании не вход€т, добытые углеводороды все равно вынуждены будут переваливатьс€ к потребител€м через систему трубопроводов «“ранснефти» и  “ . √аз пойдет по магистральному газопроводу —редн€€ јзи€ — ÷ентр (оператор газопровода — «»нтергаз ÷ентральна€ јзи€» («дочка» јќ « аз“ранс√аз»). ѕоложительные перемены гр€дут и в «ападном  азахстане. —ейчас регион вынужден закупать российскую электроэнергию, котора€ значительно дороже местной. ј с началом действи€ ≈Ёѕ будет возможность получать ее с севера страны по российским сет€м, что в итоге должно снизить тарифы.  роме того, казахстанские энергетики получат возможность (оп€ть же использу€ российскую энергосистему) продавать электроэнергию в Ѕеларусь.

ѕромышленный потенциал

¬ рамках ≈Ёѕ будут действовать единые правила предоставлени€ субсидий промышленным предпри€ти€м. —оответствующее соглашение не запрещает их предоставление в промышленность, а определ€ет четкие критерии. —тороны возьмут на себ€ об€зательства не примен€ть запрещенные промышленные субсидии.  роме того, не исключено, что на севере  азахстана в самое ближайшее врем€ начнетс€ строительство завода по выпуску российских автомобилей. Ёто наиболее реально, особенно если учитывать, что уже через два года таможенные пошлины на импортные авто (соответственно, и цены) взлет€т, а российский автопром активно ищет возможности расширени€ рынка. Ќемаловажно и то, что расположенные в –оссии сборочные производства ведущих мировых автопроизводителей сосредоточены в центре. » автопрому надо думать о заводах, которые удовлетвор€ли бы нужды жителей ¬осточной и «ападной —ибири, а заодно и  азахстана. Ќе менее интенсивно ведутс€ переговоры о взаимном сотрудничестве между  азахстаном и Ѕеларусью. ¬ €нваре 2004 года јстана и ћинск подписали соглашение о международном автомобильном сообщении. “акже рассматриваетс€ вопрос об организации сборочного производства тракторов ћ“« на базе ќјќ « азахстан-“рактор». —ледующий период интенсификации белорусско-казахстанских отношений началс€ с ма€ 2005 года. ¬ насто€щее врем€ рассматриваетс€ возможность переработки казахстанской нефти на белорусских нефтеперерабатывающих заводах.  роме того, белорусский президент за€вил о возможности акционировани€ некоторых предпри€тий в нефтехимической сфере с участием казахстанской стороны. — другой стороны, Ѕеларусь, пока в небольших объемах, участвует в казахстанских государственных программах по строительству жиль€ и развитию агропромышленного сектора. ќднако уже в скором будущем планируетс€ создать на территории  азахстана сборочные производства белорусской техники и сети по ее сервисному обслуживанию. Ќемаловажную роль в развитии интеграционных отношений имеет создание преференций дл€ ведени€ бизнеса белорусскими субъектами хоз€йствовани€ на территории  азахстана. ќбсуждены перспективы сотрудничества в инвестиционной сфере и банковском секторе.  азахстан также заинтересован во вложении капиталов в белорусскую экономику.

¬ перспективе важным может оказатьс€ расширение возможностей по усилению сотрудничества в сфере миграции квалифицированных работников. ќсобенно это актуально дл€  азахстана, где удельный вес населени€ моложе трудоспособного возраста в 2002 году составл€л около 26,6%, что в среднем на 10% выше, чем в целом по ≈Ёѕ.  азахстан сегодн€ ощущает дефицит квалифицированных кадров в р€де отраслей промышленности (например, в строительстве), который мог бы быть частично заполнен путем притока иностранной рабочей силы из других стран ≈Ёѕ.

—ухой остаток

ѕо расчетам аналитиков ÷ентра стратегических разработок, в уже реализованном сценарии, когда –осси€, Ѕеларусь и  азахстан образовали с 2012 года ≈Ёѕ и “аможенный союз, а ”краина не присоедин€етс€ к ним, развитие интеграционных св€зей позвол€ет к концу прогнозного периода увеличить совокупный ¬¬ѕ стран-участниц не менее чем на 2,5%. ¬ гипотетическом сценарии полного вступлени€ ”краины в ≈Ёѕ дополнительный прирост ¬¬ѕ от расширени€ ≈Ёѕ дл€ –оссии и  азахстана будет достаточно значимым. ƒинамика ¬¬ѕ Ѕеларуси в этом сценарии практически не изменитс€. ƒл€ самой ”краины вли€ние на ¬¬ѕ по сравнению с реализованным сценарием интеграции увеличиваетс€ примерно в 1,5 раза. »нтегральный эффект от создани€ ≈Ёѕ и последующего возможного присоединени€ к нему ”краины, получаемый всеми четырьм€ странами за период 2011-2030 годов, может оцениватьс€ в$1,1 трлн (в ценах 2010 года). —уммарный положительный эффект при наиболее полной интеграции, получаемый украинской экономикой в период 2011-2030 годов, может составить$219 млрд (в ценах 2010 года). ѕри этом к концу прогнозного периода суммарный ¬¬ѕ четырех стран в случае интеграции в рамках ≈Ёѕ будет примерно на 2,8% превышать суммарный ¬¬ѕ в базовом сценарии.

ј в ближайшей перспективе на повестку дн€ вполне может встать вопрос о введении единой валюты на едином пространстве.

— ћы пока до такого уровн€ интеграции, как у ≈вросоюза, не добрались, — заметил президент –‘ ¬ладимир ѕутин, — но мы говорим о возможности в будущем, после запуска ≈диного экономического пространства, перейти и к формированию ≈вразийского союза. я думаю, что в какой-то степени в результате переговорного процесса и достижени€ компромисса мы, конечно, дойдем и до этого. Ќадеюсь, и до общей валюты, и до согласовани€ макроэкономической политики.


јвтор: ¬ладимир √оликов

 

 

јльфа—трахование заключил договор страховани€ ответственности “ѕѕ
 раснодарский филиал Ђјльфа—трахованиеї заключил договор страховани€ ответственности оценщиков с “оргово-промышленной палатой (“ѕѕ)  раснодарского кра€. ѕодробнее
ёгори€ застраховала дорожно-строительную технику
¬ –остове филиал √—  Ђёгори€ї заключил крупный договор страховани€. ѕодробнее
ƒве канатные дороги пользуютс€ спросом
¬ районе города —очи Ђ–остехнадзоромї разрешена коммерческа€ эксплуатаци€ спортивно-туристического комплекса Ђ√орна€ карусельї. ѕодробнее
ѕрограмма дл€ пользователей базы данных работает
ƒл€ пользователей базы данных световых приборов, которые работают в формате IES, создана продуктивна€ программа GALAD.ies. ѕодробнее
¬се новости