ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

–еорганизаци€ министерства строительства, архитектуры и ∆ ’ области (5718)
ѕриказ №65 от 22 марта 2007 года (4423)
Ќовости строительства (5001)
¬ стройиндустрию идет инвестор (3810)
јлександр  остюков, корреспондент  
–остов и ростовчане через двадцать лет (6162)
ќлег ѕетрушин, обозреватель  
—лово редактора (3713)
≈вгений √рицун, главный редакто𠫬естника минстро€»  
—ергей  руглик: «Ќе сомневаюсь, что объемы строительства в –остове будут расти на 10-15% в год» (3900)
≈вгений ћилославский, обозреватель  
»нвестиции в стабильность (3826)
»горь ћихайленко, корреспондент  
ѕрограмма строительства жиль€ — 2006 выполнена (3923)
ћаргарита √убыш, обозреватель  
јнатолий Ћабусов: «√енплан — не догма, а руководство к действию» (6360)
јлександр ќрлов, ≈вгений ћилославский, обозреватели  
јрхитектурна€ весна в кубанском экспо-городе (3701)
«–енейссанс  онстракшн»: каждый раз с чистого листа… (7215)
ћаргарита јрсеньева, корреспондент  
ќјќ «—тройфарфор» увеличивает отрыв от конкурентов (8443)
»рина »гнатьева, корреспондент  
√аранти€ успеха (4542)
ќлег —урков, корреспондент  
ƒл€ фирмы «ƒон-—парк» наступил юбилейный год (6929)
‘иона »вчик, корреспондент  
ѕсихологи€ безопасности (6487)
¬€чеслав —а€пин, руководитель Ћаборатории организационно-промышленной психологии ё‘”  
¬се начинаетс€ с желани€ работать (4003)
ќльга —негирева, корреспондент  
—делать невозможное возможным (4149)
¬иктори€ —еливёрстова-—мородина, корреспондент  
—емнадцать лет на строительном рынке –остова (4338)
ћаргарита √убыш, корреспондент  

 

Ќа запад или на восток?

є 1 (2007)
 оличество просмотров: 4994
¬ерси€ дл€ печати


ѕо оценкам р€да экспертов, главна€ ошибка нового генерального плана развити€ –остова в том, что город будет развиватьс€ преимущественно в западном направлении.

Ќа первый взгл€д, казалось бы, занимать многочисленные пустыри неосвоенного —оветского района — вариант наиболее оптимальный. ¬едь развиватьс€ в восточном направлении мегаполису преп€тствует јксай, в северном — сельские угодь€ јксайского района, в южном — Ѕатайск и граничаща€ с ним пойма реки ƒон.

ќднако донские специалисты считают, что выбранный институтом урбанистики —анкт-ѕетербурга «западный» путь развити€ ошибочен дл€ донской столицы. — географической, а не идеологической точки зрени€ — строитьс€ предпочтительнее в восточном направлении. ќ гр€дущих перспективах –остова-на-ƒону дискутируют авторы старого и нового генеральных планов развити€ Ќоральд Ќерсесь€нц и »рина √ришечкина.

»рина √ришечкина: «–остов нужно сдерживать в прежних границах»

— »рина ≈горовна, бытует мнение: –остов в чем-то похож на ѕитер. ѕоэтому вам и доверили составл€ть генплан донской столицы?

— я бы так не сказала. Ќа мой взгл€д, между –остовом и —. ѕетербургом нет никакого сходства. Ќо и у вас есть собственна€ своеобразна€ среда, котора€ отличает столицу ё‘ќ от любого другого города планеты. » наша задача — добитьс€, чтобы так было и в дальнейшем.

— » что дл€ этого нужно делать?

— ћы подготовили проект охранных зон пам€тников истории и культуры. ќни расположены преимущественно в центре города, пользующемс€ повышенной инвестиционной привлекательностью. ¬ нынешней экономической ситуации инвесторы будут жестко диктовать определенный тип строительства.

Ќо нам не хочетс€, чтобы –остов повторил судьбу многих городов, которые заменили историческое наследие современными объектами и стали безликими, похожими друг на друга.  ак показывает практика, разрушить пам€тники очень легко, а восстановить — невозможно.

— » как вы предлагаете поступить: «не трогать» исключительно ветшающие пам€тники или же ограничить и высотность объектов, возводимых по соседству?

— —охран€ть необходимо и историческую среду, котора€ очень зыбка€. ≈сли по соседству с пам€тником мы поставим высотное здание, оно его подавит. ¬месте с тем в вашем городе мало уникальных строений, какие сто€т в том же ѕариже.

ѕоэтому к зонам жесткого регулировани€ застройки мы призываем отнести всего два ансамбл€ — улицы Ѕ. —адовую и ѕушкинскую. Ќа остальных участках центра можно мен€ть высотность. ’от€ и здесь нами тоже предусмотрены ограничени€, но не такие строгие.

— ”же известно, где и что будут строить на территории старого –остова?

— Ќам звон€т многие из проживающих в центре ростовчан, называют адреса и спрашивают, будет ли реконструкци€ на данном участке. ќтветить на эти вопросы мы не можем, поскольку генеральные планы €вл€ютс€ глобальными законами, определ€ющими общую стратегию. ќни не должны предусматривать «конкретики», так как, загадыва€ на много лет вперед, можно ошибитьс€. Ќо, опира€сь на генпланы, местные власти принимают локальные документы.

— ј тем временем периферию можно будет застраивать любыми объектами. ”же сегодн€ успешно решаетс€ проблема обеспечени€ сет€ми стро€щегос€ Ћивенцовского района, и можно предположить, что здесь новостройки будут расти значительно интенсивнее. Ќе поглотит ли –остов соседние населенные пункты, ведь мы с каждым годом приближаемс€ друг к другу?

— –остов нужно сдерживать в прежних границах, поскольку сращивание населенных пунктов — это нехорошо. ћы рассчитываем, что площадь города практически не увеличитс€, ведь у вас имеютс€ свободные земельные ресурсы на периферии, прежде всего в западной части города. ≈сть резервы и в центре, где сейчас расположен подлежащий сносу аварийный жилищный фонд. —ловом, земельных ресурсов –остову вполне хватит на ближайшие два дес€тилети€.

— ќднако потребность населени€ в перевозках существенно вырастет. » городу будет не доставать такого вида транспорта, как метро.

— ѕроект слишком дорогой. —тоимость прокладки километра ростовского метро обойдетс€ в два городских годовых бюджета. ¬ –остове планировалось построить всего несколько станций. Ќо прокладка похожего метрополитена в  азани показала, что подземный транспорт не решил проблему. ѕоэтому, взвесив все «за» и «против», мы предлагаем скоростной трамвай.

— ћногие из проектов прежнего генплана некоторые современники относ€т к разр€ду «научно-фантастических». ѕусть к 2025 году метро у нас не предусмотрено, но планы очень серьезные. Ќасколько они осуществимы?

— ƒонска€ столица — достаточно трудный город, имеющий р€д исторических проблем. ѕри этом мы живем в сложное, «стихийное» врем€. “ак, например, если раньше у крупных производственных предпри€тий были среднесрочные планы, то теперь такими документами располагают считанные единицы. ¬се это усложн€ет составление долгосрочных прогнозов на несколько дес€тилетий.

Ќо у вас есть €рко выраженное направление. –остов будет успешно развиватьс€ как город-купец, как торгово-деловой центр, прит€гивающий и перераспредел€ющий существующие блага.  стати, дл€ этих целей мы предусмотрели около 700 га земли под будущую деловую застройку. ” города большие перспективы.

— ј как вы оцениваете доставшеес€ наследие — генеральный план развити€ –остова в 1971-2001 годах?

— Ёто очень хороший документ, не зр€ его в свое врем€ наградили государственной премией. ѕрошли дес€тилети€, но во многом он до сих пор остаетс€ актуальным, не каждый из генпланов «живет» так долго. ћногие из нереализованных проектов вошли в новый генплан, так как мы не хотим зачеркивать все положительное, что в нем было.

Ќоральд Ќерсесь€нц: «–остов пора объедин€ть с јксаем и Ѕатайском»

— Ќоральд Ќиколаевич, прежний генплан изобиловал р€дом дорогосто€щих, «неподъемных» проектов. Ќасколько реально полностью претворить в жизнь идеи нынешнего документа?

— —ложный вопрос. Ќастораживает, что за годы рыночной экономики в городе не было построено ни одного подземного перехода, моста, что мы мес€цами не можем залатать асфальт на магистрал€х. ј здесь планов великое громадье, цена вопроса измер€етс€ миллиардами.

— ¬ы говорили, что у –остова получилась неорганична€ форма.

— √ород необходимо развивать по обоим берегам ƒона. ¬ противном случае мы рискуем потер€ть самое ценное — пойму реки. я не настаиваю, что Ћевбердон нужно застраивать об€зательно жильем, здесь могут быть и производственные предпри€ти€, и тот же стадион «–остсельмаш», другие спортивные, торговые, развлекательные объекты.

¬ новом же генплане вс€ пойма прорисована бледно-серым п€тном, без проработки. »з-за отсутстви€ «конкретики» рекреационную зону –остова уже начали незаконно застраивать гаражами наши соседи-батайчане. ¬ыход — развивать город в сторону Ѕатайска, срочно занима€ «св€то место», которое все равно не останетс€ пустым.

— ¬озможное поглощение –остовом Ѕатайска не смущает?

— Ёто естественный процесс. Ќаоборот, следует рассматривать вариант формировани€ единого мегаполиса с распределением функциональных особенностей между –остовом, јксаем и Ѕатайском. Ћет дес€ть назад € разрабатывал проект объединени€ трех городов. ќднако законодательство изменилось и идею не удалось претворить в жизнь — до поры до времени.

–ано или поздно –остов все равно поглотит эти города, чего почему-то так опасаютс€ петербургские архитекторы.  огда-то ћоскву пытались ограничить кольцевой дорогой. Ќе вышло. ћожно представить и целый список населенных пунктов, уже поглощенных –остовом. » в этом нет ничего страшного, да и противитьс€ бесполезно, ибо так развивались все крупные населенные пункты.

— ј дополнительные экологические проблемы не возникнут?

— ƒл€ этого между городами необходимо оставл€ть охранные элементы — рекреационные зоны, которые сейчас мы рискуем потер€ть. ≈стественный процесс поглощени€ уже идет много лет, а мы, не замеча€ этого факта, чего-то боимс€.

ћежду тем по сути тот же јксай уже давно слилс€ с –остовом: на его территории расположена часть нашего кладбища, на земл€х севернее —еверного района, принадлежащих этому городу, мы строим жилье. јксай и Ѕатайск пьют нашу воду, их жители работают на наших предпри€ти€х. » € не вижу ничего в этом плохого.

 стати, у города есть немало проблем, которых действительно следует бо€тьс€…

— Ќапример?  

— “ого же аэропорта, чей вынос так и не предусмотрен нынешним генеральным планом. Ћетать над городом вредно и опасно. ¬ »ркутске один самолет упал на п€тиэтажный дом. ƒа и у нас было дело: »Ћ-86 выкатилс€ за взлетную полосу при посадке, после чего в –остов перестали пускать аэробусы.  роме того, есть основани€ опасатьс€, что авиаторы, вложив в соответствии с нынешними требовани€ми в модернизацию объекта существенные средства, посел€тс€ у нас навечно.

— Ќо хватит ли денег на перенос аэровокзала?

— ћы занимаем слишком м€гкую позицию по отношению к авиаторам, обраща€сь с просьбами. ¬ результате они нам и говор€т, что уйдут после 2025 года. ѕеренести аэропорт планировалось еще к 2000-му, о чем есть соответствующие документы, официальные письма. Ќужно поставить авиаторов перед фактом: вот вам дес€ть-п€тнадцать лет на переезд, после чего летать над –остовом будет запрещено.

ѕо завершении же переноса объекта у города по€вилс€ бы экологически чистый участок, на котором можно построить целый район. ” нас же зачем-то собираютс€ строить  умженский район. Ќо этот вариант мы рассматривали еще в 60-х годах прошлого века и отвергли.

— ѕочему?

— “ам растет великолепна€  умженска€ роща. ≈е могут порубить. ќдновременно осваивать эти земли слишком дорого. Ќеобходимо намывать песок, проводить работы по берегоустройству. ¬ какую сумму это выльетс€, так и не €сно, поскольку разработчиками не приводитс€ никаких технико-экономических обоснований (“Ёќ).

ƒа и строительство еще одного района в «ападной части города усилит уже имеющуюс€ диспропорцию в расселении, повлечет дополнительные транспортные проблемы в этом направлении.

— Ќам не удастс€ снизить транспортную перегруженность?

— Ќам давно нужен новый вид транспорта, но какой? ћетро слишком дорого, как в строительстве, так и в эксплуатации. ≈динственный город, где оно самоокупаемо — ћосква, причем здесь тариф на проезд составл€ет 17 рублей. ћонорельс еще дороже (проезд на нем в той же столице обходитс€ в 50 рублей), да и по сути это не транспорт, а развлекательный аттракцион.

Ќам предлагают проложить скоростной трамвай в западном направлении. Ўирина его транспортного пути составит дев€ть метров. Ќо ведь мы убрали обычные шестиметровые трамвайные пути с того же проспекта —тачки. ѕри нынешней перегруженности ему там не нашлось места. Ќет ему места и на улице —таниславского.

— ѕолучаетс€, вернуть в город трамвай невозможно?

— ѕохоже, единственный выход — ломать существующую застройку и прокладывать новую широкую магистраль. Ќо дл€ этого нужно разрабатывать “Ёќ. ћежду тем в новом генплане вообще не предусмотрено улиц, по которым пройдет скоростной трамвай.

¬ этом вопросе, как и с Ћевбердоном, нет никакой «конкретики». »з-за отсутстви€ четких цифр и адресов в новом документе р€д городских проблем решен крайне неубедительно.


јвтор: ќлег ѕетрушин, обозреватель

 

 

јльфа—трахование заключил договор страховани€ ответственности “ѕѕ
 раснодарский филиал Ђјльфа—трахованиеї заключил договор страховани€ ответственности оценщиков с “оргово-промышленной палатой (“ѕѕ)  раснодарского кра€. ѕодробнее
ёгори€ застраховала дорожно-строительную технику
¬ –остове филиал √—  Ђёгори€ї заключил крупный договор страховани€. ѕодробнее
ƒве канатные дороги пользуютс€ спросом
¬ районе города —очи Ђ–остехнадзоромї разрешена коммерческа€ эксплуатаци€ спортивно-туристического комплекса Ђ√орна€ карусельї. ѕодробнее
ѕрограмма дл€ пользователей базы данных работает
ƒл€ пользователей базы данных световых приборов, которые работают в формате IES, создана продуктивна€ программа GALAD.ies. ѕодробнее
¬се новости